Даже с учётом того, что при проектировании дороги и строительстве её на поверхности болота будут использованы все доступные на сегодня методы укрепления основания полотна, постройка их существенно ограничена:

  • в качестве основы для возведения насыпи и обустройства дорожного полотна могут быть лишь болота первого типа (их глубина не должна превышать 4 метра);
  • на столь шатком основании допустимы лишь дороги, ширина которых не превышает 4,5-5 метров).

Общая схема обустройства выглядит следующим образом:

 Проектирование и строительство земляного полотна на поверхности болота

Методы, позволяющие обустроить даже столь ограниченные по ширине дороги, немногочисленны:

  • осушение (всего болота или его участка, примыкающего к насыпи, на которой расположено дорожное полотно);
  • временная пригрузка (позволяет создавать плотное основание, готовое выдержать дорожное полотно в течение длительного времени эксплуатации);
  • предварительная консолидация (в основе метода лежит принцип постепенно, по мере уплотнения основания, увеличения нагрузки на него);
  • обустройство насыпи с использованием такого материала как геотекстиль).

Последний способ представляется наиболее выгодным как с финансовой точки зрения, так и с позиций трудозатрат – уложить нетканое полотно на топкое основание.

Первые три метода, так или иначе, связаны с увеличением расходов – не только финансовых, но и временных, проекты дорог на топком грунте предполагают установку лишь примерного времени на реализацию, поскольку определить быстроту осушения, появление эффекта от использования предварительной пригрузки или консолидации достаточно сложно. Особенно часто проектирование сталкивается с этой проблемой в случаях нестабильности климата в местности, где происходит прокладка дороги.

Общим для всех методов, в том числе и относительно новых альтернативных – с использованием нетканых материалов (геотекстиля) и промораживания основания дороги – является одно, цель.

Мероприятия по укреплению основания дороги предполагают:

  • создание стабильной в физическом смысле основы для прокладки дороги. Это достигается чётким разделением слоёв основания – как в методе укладки на нетканые материалы, препятствующие смешению разных материалов;
  • обеспечение быстрого отведения воды из основания (что дорнит обеспечивает идеально).

Методы обустройства насыпи для дорожного плотна имеют и ещё один общий момент, описываемый формулой:

где hб - глубина болота под насыпью;

Н - высота насыпи, устраиваемая на слое торфа.

Т.е. проекты дорог должны соблюдать ограничение на соотношение глубины болота и высоты насыпи.

Отсутствие необходимости в осушении, пригрузке и консолидации – благодаря использованию геотекстиля – позволяет снизить трудозатраты и расширить спектр типов местности, на которых возможна прокладка дорог 5-го и 4-го типа.

 Проектирование и строительство земляного полотна на поверхности болота

Материалы:


Рассказать друзьям: