Необходимость в обустройстве мембраны, которая препятствовала бы диффузии влаги в толщу основания для дорожного полотна, тем выше, чем ближе к поверхности находятся грунтовые воды на участке строительства.

Геомембрана при устройстве капилляропрерывающих и водонепроницаемых прослоек

Одной из самых эффективных мер по разделению дорожного основания и наполненного водой грунта является укладка между ним и грунтом геомембраны.

Геомембрана и правила её укладки

Проекты дорог должны учитывать ряд правил, по которым должна осуществляться укладка геомембраны:

  • минимальная её ширина должна превышать ширину дорожного полотна минимум на метр (то есть, геомембрана выступает на минимум полметра по обе стороны полотна);
  • чем выше насыпь, устроенная на грунте, где вода подступает близко к поверхности, тем выше обустраивается геомембрана.

В целом, чем шире геомембрана, тем более устойчивой в итоге будет насыпь для дорожного полотна.

Для примера: если проект дороги предусматривает создание насыпи, высотой в один метр и меньше, геомембрана располагается в самом её основании, на уровне нижнего края. Если же насыпь выше, то располагать геомембрану следует на высоте от полуметра до метра над уровнем грунта, на котором находится насыпь.

Обустройство геомембраны

Создание геомембраны, то есть обустройство водонепроницаемого слоя, препятствующего диффузии воды в насыпь из грунта, может осуществляться с использованием:

  • материалов на основе битума;
  • смеси битумных материалов и «родного» или привозного грунта (водопроницаемость такой мембраны выше, но расходных материалов используется несравненно меньше);
  • полимер, представляющий собой тонкую (до 2 мм) и широкую (до 12 м) плёнку, устойчивую к гниению, обладающую абсолютными гидрофобными свойствами.
Геомембрана при устройстве капилляропрерывающих и водонепроницаемых прослоек

Как видно на схеме, ключевым моментом, влияющим на долговечность обустроенной с участием геомембраны насыпи, является взаимное пересечение и перекрытие слоёв дорожной одежды, расположенных на разной высоте. Немаловажно, что все они обладают различной плотностью, массой, пластичностью – многослойность обеспечивает механическую устойчивость насыпи.

Полимерная геомембрана как составляющая водонепроницаемого слоя

Обустройство водонепроницаемого слоя с помощью геомембраны может быть единственным мероприятием для защиты насыпи от грунтовых вод, а может – являться частью целого комплекса работ. Например, водонепроницаемость существенно увеличится в том случае, если геомембрана на основе полимера будет дополнена:

  • укреплением обочины;
  • устройством битумной или битумно-грунтовой мембраны, с низкой, но всё же существенной водопроницаемостью.

Последнее мероприятие реализуется следующим образом:

  • привозной или местный грунт подвергается измельчению (до однородного состояния, образуя массу из частиц с мелкой фракцией);
  • получившаяся масса заливается битумным составом и смешивается с ним.

Проектирование дорог с использованием геомембраны

Проекты дорог, в которых защита от грунтовых вод обеспечивается геомембраной, должны включать в себя этапы:

  • планирования и подготовки поверхности к укладке;
  • укладку геомембраны;
  • обустройство на ней насыпи из привозного грунта;
  • трамбовка.

Капилляропрерывающие прослойки дополняют своим действием эффект от использования геомембраны. Их функция – препятствие диффузии воды в толще насыпи. Соответственно, располагаются они, в любом случае, не ниже, чем на расстоянии одного метра от края дорожного полотна.

Правила установки

Проектирование дорог руководствуется чётким правилом:
ширина капилляропрерывающей прослойки должна быть больше, чем ширина дорожного полотна.

Структура прослойки

Конструкция водонепроницаемой прослойки

В отличие от полимерной геомембраны капилляропрерывающая прослойка представляет собой конструкцию из:

  • щебня или гравия в середине прослойки;
  • защищающих от заиливания слоёв из шлака мелкой фракции сверху и снизу;
  • геотекстильного материала (его химический состав и физические свойства, в частности – уровень гидрофобности – сходны с таковыми у геомембраны).

Необходимыми условиями эффективного функционирования капилляропрерывающего слоя являются:

  • наклон расположенного ниже слоя насыпи на острый угол (до 30 градусов);
  • обработка грунта в насыпи с целью доведения коэффициента уплотнения до показателя, близкого к единице;
  • уплотнение после обустройства прослойки выше лежащих слоёв насыпи.

Результаты

Как следствие, после обустройства геомембраны и капилляропрерывающей прослойки, верхняя часть насыпи остаётся стабильной по своим химико-физическим свойствам, в частности – неизменно низким остаётся уровень влажности в ней. Это, в свою очередь, положительно сказывается на долговечности дорожного покрытия.


Рассказать друзьям: