Укрепление дорожных оснований различного типа
Рассказать друзьям:
Для укрепления дорожных оснований с успехом применяется система ГЕО ОР, в состав которой в зависимости от задач и условий дорожно-строительных работ входят все или некоторых из компонентов:
  • георешетка объемная трехмерная ГЕО ОР;
  • заполнитель ячеек георешетки;
  • геотекстиль (тканое или нетканое полотно);
  • анкеры и металлические скрепки для закрепления материалов на основании;
  • дренажные материалы на основе геокомпозитов.

Разделительная прослойка из геотекстиля

Когда возникает необходимость уложить объемные георешетки ГЕО ОР на грунтовое основание из мелкозернистой или связанной почвы, специалисты рекомендуют дополнительно использовать нетканый геотекстиль для создания разделительной прослойки между основанием и укрепляющим слоем георешетки. Это необходимо для разделения грунта и зернистого заполнителя ячеек с предотвращением их взаимного проникновения и перемешивания, так как это может привести к снижению прочности дорожного покрытия за счет снижения деформационной устойчивости.

Выбор размера ячеек

Выбор размера ячеек герешетки для использования в технологии дорожного укрепления ГЕО ОР зависит от некоторых параметров:

  • состав местного грунта;
  • используемый заполнитель для герешетки;
  • доступные гранулированные материалы в качестве заполнителя;
  • планируемая конструкция верхнего слоя дорожного полотна.

Как правило, для крупного заполнителя при укреплении слабого грунта применяются объемные георешетки с глубокими ячейками, использование небольших ячеек более целесообразно при мелком заполнителе.

Выбор вида ячеек

Текстурированная поверхность ячеек георешётки ГЕО ОР

Георешётка из полимерных полос с текстурированной поверхностью материала имеет более высокие эксплуатационные показатели по сравнению с гладкими ячейками георешетки, так как тектурированные полосы обеспечивают усиленное трение между заполнителем и стенками ячеек. Это приводит к повышению сопротивления заполнителя к вертикальным нагрузкам при эксплуатации готового дорожного покрытия.

Перфорированная поверхность ячеек георешётки ГЕО ОР

По сравнению с текстурированными ячейками, георешетки с перфорированными полосами имеют аналогичные или повышенные эксплуатационные показатели. С некоторыми заполнителями перфорированные объемные георешетки работают эффективнее, а при укреплении глинистых грунтов перфорированные ячейки дополнительно способствуют поддержанию работы дренажной системы.

Заполнитель

Выбор заполнителя для ячеек георешетки в системе ГЕО ОР определяется целым набором объективных факторов: в зависимости от целей и условий укрепления дорожного основания к заполнителю предъявляются определенные требования по составу, размеру и эксплуатационным показателям. В соответствии с общими требованиями, крупные фракции заполнителям должны быть не больше 50мм, содержание мелкофракционных частиц размером 75мкм должно быть не более 10% от общего состава заполнителя.

Для укрепления оснований под небольшие и неинтенсивные нагрузки можно использовать менее качественные дорожно-строительные материалы – местные материалы с экономией средств. Дорожные покрытия под интенсивную эксплуатацию в условиях больших нагрузок требуют более качественных материалов: крупные фракции не должны превышать 40мм, содержание мелких – не более 8%.

Эффективность применения георешетки ГЕО ОР для укрепления дорожных одежд

Большинство дорожных покрытий приходит в негодность из-за того, что их основания не выдерживают многократных и высоких вертикальных и горизонтальных нагрузок без остаточных деформаций. Повышение сопротивляемости основания этим нагрузкам и предотвращение остаточных деформаций в дорожных основаниях и является основной целью использования технологии ГЕО ОР в дорожном укреплении. Стоит отметить, что применение георешетки, производство которой выполняется на основе сравнительно недорогого сырья, и геотекстиля дорнит (при необходимости) позволяет снизить себестоимость строительства дорожных объектов и минимизировать расходы на их обслуживание и ремонт при последующей эксплуатации.

При укреплении дорожных одежд по технологии ГЕО ОР эффективно решаются следующие функциональные задачи:

  • укладка слоя дорожного полотна с повышенными показателями изгибной жесткости;
  • армирование несвязных материалов вдоль дорожного полотна;
  • равномерное распределение вертикальных и горизонтальных нагрузок на основание;
  • предотвращение деформаций и разрушения слабых дорожных оснований.

По результатам проведенных испытаний, укрепленные георешеткой дорожные основания демонстрируют на 50% более высокую прочность поверхности и эффективность в продолжительной эксплуатации. Особенно актуально применение георешеток на участках строительства, где качественные материалы для заполнения отсутствуют, так как технология ГЕО ОР допускает использование менее качественных материалов при высоких показателях результативности укрепления. В частности, применение георешетки ГЕО ОР более чем целесообразно при устройстве следующих объектов:

  • дорожные покрытия переходного типа;
  • дородные покрытия низшего типа (возможность устройства слоя из растительного грунта);
  • основания нежестких дорожных покрытий;
  • переправы через водоемы с низким уровнем воды;
  • причалы для судов;
  • основания неглубоких фундаментов;
  • различные площадки под нагрузки (склады, терминалы, паркинги и т.д.).

Укрепление дорожных оснований для твердых одежд

Так как традиционно применяемые для строительства дорожных одежд материалы имеют разнофракционную дискретную структуру из различных компонентов, которые смещаются относительно друг друга под большими нагрузками и вызывают возникновение остаточных деформаций полотна, то для снижения этого разрушительного воздействия необходимо использовать технологию эффективного укрепления с применением объемных георешеток ГЕО ОР. Уложенные в основании твердой дорожной одежды, георешетки обеспечивают эффективную стабилизацию материалов вне зависимости от их состава и размера частиц, увеличивая тем самым срок службы дорожного полотна без деформации даже под интенсивными нагрузками от грузового транспорта.

Также нетканые материалы георешетки отлично справляются с функцией разделительного стабилизационного слоя между нижними слоями основания и верхними слоями дорожной поверхности, что обеспечивает равномерное распределение нагрузок и способствует повышению эксплуатационной надежности всей дорожной одежды в целом.

Верхние слои твердых дорожных одежд

Для защиты самого материала георешеток от соприкосновения с колесами транспортных средств необходимо поверх укрепляющего слоя уложить верхний зернистый слой, толщина которого должна быть не менее 50мм. В качестве материала для верхнего слоя рекомендуется использовать щебень, оптимально подобранный в качестве устойчивого материала к поверхностному колееобразованию на дорожном покрытии. Дополнительно укрепить поверхностный щебневый слой и придать ему устойчивости для противостояния высокоинтенсивным нагрузкам поможет специальная битумная пропитка.

Если в качестве поверхностного слоя дорожной одежды будет использоваться асфальтобетонное покрытие, геосинтетика ГЕО ОР должна быть отделена от верхнего слоя не мене чем 25мм щебня. Это необходимо не только для повышения устойчивости дорожного полотна к интенсивным эксплуатационным нагрузкам – щебневая прослойка также позволяет надежно защитить геосинтетические материалы от контакта с горячим асфальтом во время проведения дорожных работ.

Дорожная одежда для малоинтенсивного движения

Технология ГЕО ОР является универсальной и позволяет эффективно проектировать дорожные одежды для нежестких оснований покрытий для малоинтенсивного транспортного движения и невысоких нагрузок. При создании дорожных объектов с нежестким дорожным полотном можно значительно снизить расходы за счет использования в качестве заполнителя ячеек местного грунта, который позволит провести укрепление основания на достаточно высоком уровне без необходимости поставки дорогостоящих материалов из других районов. Также организация нежестких дорожных покрытий будет актуальна при проведении работ в заболоченных областях – в этом случае не лишним будет и нетканое полотно геотекстиля для обеспечения эффективного дренажа дорожной системы, что позволит продлить срок службы покрытия без деформаций и разрушения основания.

Материалы для этого решения